Главная


Восточная ритмика и ударные инструменты Печать

Музыка – временное искусство, и ритм, естественно, справедливо считался и считается одним из важных организующих параметров выразительных средств, особенно, в восточной монодической музыке. С особой тщательностью описывается музыкальный ритм в известных трактатах учёных прошлого Востока и большое внимание в этих трудах уделяется теоретическим основам строения ритмических формул, так называемых усулей, тала. Анализ ритмики и ударных инструментов Востока, а также накопленный большой практический опыт О. Королёва и его учеников, вылились в фундаментальный труд "Барабаны и ритмы Востока" (см. "Книги и музыкальные сборники"). Так, известный учёный-философ, музыкант Абу Наср Фараби (872–950) подчеркивал, что накра – исток интонационной основы мелодии: она же и сама конечная завершенная её точка. Музыкальная ритмика народов Кавказа и Средней Азии, Арабских стран опиралась на два определённых понятия – "зарб" и "усуль" ("бахр" у азербайджанцев).

Зарб (араб. – удар) – исходные ритм единицы, из которых образуется чередование и соотношения длительностей и акцентов. Мерилом этих соотношений, создающих норму отсчёта ритмических движений является усуль. Если система ритма восточной традиционной музыки в известных записях строится на основе тактового членения, которое имеет также существенное значение, то внутреннее членение её производится по относительно завершённым периодам – усулям. Как времяизмерительный тип метрики, усули вносят определенные ограничения в употребление различных длительностей и акцентов.

Бахр (араб. – ритм-круги) – термин, хорошо знакомый из теории аруза, применяется в трудах по теории мугама в значении музыкального метра. Из наименьших единиц (никре) составлены т. н. джузы (сабаб, ватад, фасиле) – ритм-фигуры. Из ритм-фигур образованы рукны, а из рукнов образованы бахры. Бахры соответствуют стихотворной строке.

Усуль (араб. – буквально – основа, принцип) – в восточной профессиональной музыке, устной традиции – ритм-формула в рамках того или иного метра, выдержанная на протяжении всего произведения – песни, плясовой мелодии, программной инструментальной пьесы, части цикла «Шашмаком»*. Он может быть явным (исполненным на ударном инструменте) и скрытым (подразумеваемым как метроритмическая пульсация мелодии).