Знаковое осмысление времени в музыке Печать

При сочинении музыки у композиторов возникает дилема выбора варианта знакового оформления (нотации) музыкального времени. Например, одна и та же условно избранная длительность звука или паузы может выражать (в зависимости от темпа) различное время:

И наоборот, различные знаки длительностей и пауз могут быть по времени равными (т. е. любой отрезок времени можно обозначить знаком различной длительности):

*Са (лат. cirka – приблизительно) – знак, обозначающий  приблизительное время звучания. Цифры с кавычками указывают на количество секунд данного времени.

На практике в сознании композитора происходит следующее. Вначале определяется метрическая доля отсчёта времени музыкального произведения, которая избирательно (из условно принятой бинарной шкалы долгот) обозначается каким-либо знаком длительности. От выбора знака, выражающего метрическую долю исчисления времени музыки, будет зависеть общая графическая "картина" ритмических отношений. Приведём два возможных результата нотной записи одной и той же мелодии на слух у двух испытуемых музыкантов:

Сравнивая данные примеры, мы убеждаемся, что реальное их звучание по времени одинаково (это подчёркивается обозначением темпа =100 и =100), а графически они оформлены (нотированы) по-разному. Данное обстоятельство приводит к выводу, что одна и та же последовательность временных величин, нотированая по-разному, создает впечатление избыточности: разнообразие темпов делает излишним разнообразие размеров или, наоборот, благодаря различным размерам можно было бы обойтись без чрезмерного множества темпов. Запись музыки в тех или иных длительностях обнаруживает определённую закономерность, связанную, в конечном счёте, со стилевыми чертами и характером мелодии. Музыка медленных частей некоторых музыкальных произведений насыщается текучим, плавным, гибким мелодизмом, часто воплощается слитным движением мелких длительностей. Такой характер мелоса и способ записи в особенности свойстнен медленной музыке. Четвертные и половинные же длительности с их большей долготной тяжестью, подчёркнутой весомостью, могут быть использованы в сравнительно быстрых темпах для скандированного или торжественного характера музыки. Все эти случаи демонстрируют самостоятельный характер в выборе длительностей, хотя не следует забывать, что этот ориентир не всегда всеобъемлющ по разным причинам. К ним надо отнести неточности при записи некоторыми композиторами, определённые традиции нотирования и т. д.
В джазовой музыке встречаются примеры, когда изначально избранное знаковое осмысленное времени (длительностей, доли метра, размера такта) в последующем движении переименовываются (знакопереосмысливаются) в другие, сохраняя при этом их временную величину. Это явление в музыке называется энритмизацией. Так, в примере Д. Брубека триоли из 3-х четвертей преобразуются  далее в размер 3/4:

В примере из концерта для ф-но И. Стравинского* гемиолы (стомп-мотивы) из трёх 16-х (1–3 такты) с четвёртого такта переосмысливаются в триоли из 16-х в размере на 3/8. С шестого такта они становятся простыми 16-ми. При этом следующий размер на 3/8 после обозначения над нотоносцем ритмофигуры вбирает в себя только две триоли из 16-х, переосмысленных в простые шесть 16-х, что делает этот размер по времени меньшим.

*Исторический факт. И. Стравинский написал для джаз-оркестра Вуди Германа т. н. «Черный концерт». Одну из частей, в манере свинг, он знакоосмыслил в размере 2/4, где метрическая доля выражалась восьмой длительностью. Но музыканты отказались исполнять эту часть концерта, так как привыкли играть свинг по нотам только в размере 4/4 (т. е. видеть в нотах отсчётную метрическую долю в знаке четверти). Вот как об зтом писал сам композитор: «Я должен был переписать первую часть концерта четвертями, поскольку джазовые музыканты не способны читать восьмушками». И. Стравинский, как великий ритмист ХХ в., избирательно относился к осмыслению метрической системы и не учитывал при нотном оформлении своей музыки специфику джазового свингования, что привело в замешательство музыкантов и самого автора концерта.