Главная Теоретическая деятельность Теоретическая деятельность Восточная ритмика и ударные инструменты
Восточная ритмика и ударные инструменты Печать

Музыка – временное искусство, и ритм, естественно, справедливо считался и считается одним из важных организующих параметров выразительных средств, особенно, в восточной монодической музыке. С особой тщательностью описывается музыкальный ритм в известных трактатах учёных прошлого Востока и большое внимание в этих трудах уделяется теоретическим основам строения ритмических формул, так называемых усулей, тала. Анализ ритмики и ударных инструментов Востока, а также накопленный большой практический опыт О. Королёва и его учеников, вылились в фундаментальный труд "Барабаны и ритмы Востока" (см. "Книги и музыкальные сборники"). Так, известный учёный-философ, музыкант Абу Наср Фараби (872–950) подчеркивал, что накра – исток интонационной основы мелодии: она же и сама конечная завершенная её точка. Музыкальная ритмика народов Кавказа и Средней Азии, Арабских стран опиралась на два определённых понятия – "зарб" и "усуль" ("бахр" у азербайджанцев).

Зарб (араб. – удар) – исходные ритм единицы, из которых образуется чередование и соотношения длительностей и акцентов. Мерилом этих соотношений, создающих норму отсчёта ритмических движений является усуль. Если система ритма восточной традиционной музыки в известных записях строится на основе тактового членения, которое имеет также существенное значение, то внутреннее членение её производится по относительно завершённым периодам – усулям. Как времяизмерительный тип метрики, усули вносят определенные ограничения в употребление различных длительностей и акцентов.

Бахр (араб. – ритм-круги) – термин, хорошо знакомый из теории аруза, применяется в трудах по теории мугама в значении музыкального метра. Из наименьших единиц (никре) составлены т. н. джузы (сабаб, ватад, фасиле) – ритм-фигуры. Из ритм-фигур образованы рукны, а из рукнов образованы бахры. Бахры соответствуют стихотворной строке.

Усуль (араб. – буквально – основа, принцип) – в восточной профессиональной музыке, устной традиции – ритм-формула в рамках того или иного метра, выдержанная на протяжении всего произведения – песни, плясовой мелодии, программной инструментальной пьесы, части цикла «Шашмаком»*. Он может быть явным (исполненным на ударном инструменте) и скрытым (подразумеваемым как метроритмическая пульсация мелодии).

 

Знаковые обозначения ритма, приёмов и способов звукоизвлечения в истории музыки претерпевали изменения, совершенствуясь, создавая и находя всё новые и новые более удобные и точные знаковые символы. Ниже приводятся примеры нотации барабанных ритмов, приёмов и способов звукоизвлечения встречающихся в теоретических, исследовательских работах и барабанных школах. Исходя из сущности музыкального акцента*, при нотации партий ударных инструментов в прошлом не всегда учитывались те или иные параметры. Более точного фиксирования в нотации барабанных партий можно достигнуть, если придерживаться следующих параметров:

 

1. Высотный параметр (высота тона на мембране т. е. «Бум» и «Бак»).

2. Временной параметр (длительность звуков, пауз).

3. Громкостной параметр (динамические акценты  «>», «<»).

4. Звукоизвлечение:

а) чем производится звук (т. е. руками, ногами, пальцами, и другими способами).     
б) каким образом, каким приёмом производится звукоизвлечение.
в)  артикуляция (произношение звука – разного рода штрихи).
г)  эффекты (естественные или искусственные приёмы изменения тембра. Например, наложением на мембрану материи, заглушек, нажатие на мембрану ладонью, локтем, пальцами и т. п.).

5. Апликатура (растановка рук, пальцев, ног на инструменте).

1-й (слоговый) способ обозначения ритмов. В рукописных источниках, во времена Абу Наср Фараби, единицы ритма усулей обозначались слогосочетаниями:
Тан – один долгий слог.
Тана – два долгих слога
Танан – один короткий и один долгий слог.
Танна – один долгий и один короткий слог.
Тананан – два коротких и один долгий слог.

Этими слогосочетаниями пользуются и в настоящее время для обозначения ритмики стихосложений и дойровых усулей. Так, например, дойровый усуль шуъбе «Наср» может быть обозначен так:

Этим способом отмечается только ритмика и метрика.

2-й (фонетический) способ обозначения ритмов. В Средней Азии, начиная с XIX столетия, учеными-теоретиками для записи усулей стали применять, для более конкретного музыкального барабанного ритма, фонетические обозначения «Бум» и «Бак», а также «Бакко», «Бака» (в Хорезмской нотации – «Туп», «Так», «Так-Так», «Така»).
«Бум» (или «Туп») –  это сравнительно низкий звук, извлекаемый ударом по середине мембраны барабана и равен одной четверти длительности.
«Бак» (или «Так») – сравнительно высокий звук, извлекаемый ударом по краю мембраны барабана и равный одной четверти длительности.
«Бакка» (или «Так»-«Так») – равен двум четвертям длительности.
«Бака» (или «Така») – равен двум восьмым длительности.
«Ист»* – обозначает неопределённую паузу.

*При обсуждении данного труда с известным таджикским композитором и музыковедом Шодмоном Пулоди им была высказана гипотеза о происхождении термина "ист", обозначающего паузу или остановку в звучании, от таджикского слова "ист", которое переводится как "стой" или "остановись". Если взять во внимание устную традицию обучения, можно предположить, что учитель (по таджикски "устод") в момент паузы или остановки звучания просто говорил ученику "ист", то есть "остановись". Сочетание этих слогов более полно выражает тот или иной усуль. В этом способе нотации барабанных усулей возможна фиксация длительностей нот и пауз, высоты тона мембраны. Например, слогосочетание «Бака бум бак ист бака бак» означает ритм усуля шуъбе «Наср». В европейской расшифровке это будет выглядеть так:

Необходимо отметить, что в таджико-узбекской музыкальной нотации слоговые символы «Бум» и «Бак» использовались как определения высоты тона на мембране (дойры) и двух ритм-долгот, но не как ритм-сольфеджирование, как это имеет место в индийской нотации ритма.

В данной нотации нет сочетания короткого (по времени) – низкого тона и короткого – высокого. И наоборот, короткого – высокого и короткого низкого тона. Например:

Нет градации: длинные – короткие паузы. В этих слоговых формулах, естественно, не могут получить своего отражения ритм-фигуры с более мелкими дробными длительностями.

3-й способ нотации ритмов, встречающийся в исследовательских работах по Ближнему и Среднему Востоку (Арабских странах), и в частности, о ритме, где ритм-формулы нотировались так:

Арабский ритм «Самаи сакил»

Тем самым, длительность со штилем вверх выражала сильный звук по громкости (силе удара по мембране барабана), а со штилем вниз легкий звук (по громкости тихий удар по мембране барабана). Такая нотация отражает ритмическую и динамическую сторон ритма.
Варианты в буквенно слоговой записи ритма «Самаи сакил»:

1 – + – 2 – + – 3 – + – 4 – + – 5 – + – 6 – + – 7 – + – 8 – + – 9 – + – 0 – + –
D –   –   –   –   –   –   –   –   –   –   – T –   –   –   –   –   –   – D –   –   – D –   –   – T –   –   –   –   –   –   –   –   –   –   – :
D –  –  – t – k – t – k – B –  –  – t – k – D –  –  – D –  –  – B –  –  – t – k – t – k – :
D –  –  –  –  –  –  – T –  –  – k –  –  –  –  –  –  – D –  –  – D –  –  – T –  –  –  –  –  –  – T –  –  – :
D –  –  – t – k – T – k – B –  –  – t – k – D –  –  – D –  –  – B –  –  – t – k – T – k – :
D – t k t – t – t k t k D – t k T – T – D –  –  – D –  –  – T – T – t k t k t –  –  – :
D – t k t k t – t k t k t – t k t – t – D –  –  – D –  –  – t – t – t k t k t – t – :
D – t k t – k – T –  –  – T – t k t – k – D –  –  – D –  –  – T – t k t – k – t – k – :
D – t k t – k – t – k –  –  –  –  –  –  –  –  – D –  –  – D –  –  – T – t k t – k – t – k – :
D –  –  – D –  –  – T – t k t – k – t – k – D – t k t – k – T –  –  – T – t k t – k – :
D – t k t – k – t – k – T – t k t – k – D – k – D – k – T – t k t – k – t – k – :
D – t k t k t k t – k – T – t k t – k – D – k – D – k – T – t k t k t k t k t k:
D – t ~ t – K – t ~ t – S – t ~ t – k – D – k – D – k – S – t ~ t k t ~ t – k – :

4-й буквенно-слоговый способ обозначения ритмов. Этот способ фиксирования барабанных ритмов распространён в музыке народов Арабских стран.

D (DUM) – чистый низкий акцентированный звук.
T (Tek) -  чистый высокий акцентированный звук.
(-) – промежуток между ударами.
T (te) – чистый высокий неакцентированный звук (на барабане правой руки).
K (Ke) – чистый высокий неакцентированный звук (на барабане левой рукт).
S (Slap) – глухой низкий акцентированный звук.
( _ ) - пауза, по длине соответствует слогу «и», сказанному про себя.

Большими буквами обозначены акцентированные звуки, маленькими – ритмическое наполнение. Следовательно, следующее сокращённое обозначение ритма:
D - T- _ T - D - _ T - _, будет читаться как: DUM - Tek - (и) - Tek - DUM - (и) - Tek - (и).

Ритм с более мелкими ритмическими наполнениями в долях размера: D - T - k k T - D - k k T - k k, будет читаться как: DUM-Tek-kakaTek-DUM-kakaT-kaka. Сокращения введены только лишь для того, чтобы было видели на схеме, как удары укладываются в тот или иной размер.
Арабский ритм «МАКСУМ» = 4/4       
1 - + - 2 - + - 3 - + - 4 - + - | - счёт долей.
D - T -  _ _ T - D - _ _ T - _ _ | - базовый.       
D – T - k k T - D - k k T - k k  | - наполненный.
D - S - t k S - D - t k S - t k  | - акцентированный.

5-й способ нотации ритмов, встречающийся в аналитических работах по анализу барабанных ритмов, употребляется для обозначения двумембранных барабанов. Например:

Грузинский народный танец. «Хоруми».

В данной нотации штили «вверх» и «вниз» имеют другое смысловое значение, нежели в предыдущем (З-ем) способе. Штилями «вниз» записывается партия правой руки, которая в данной ритм-формуле отбивает сильную метр-долю (по толстой мембрана-коже), а штилями «вверх» записывается партия левой руки, исполняя более мелкий ритм (на тонкой мембране-коже). Следует напомнить, что этот способ нотации применяется к кавказскому инструменту Доли (или Далабанди) у которого одна мембрана толще другой, что тембриально и по высоте тона отличает одну от другой. Отсюда, нет необходимости фиксации высоты тона мембран, достаточно отражения в нотации только партий рук.

6-й способ нотации партий дойры использовал военный капельмейстер Эйхгорн в 80-х гг. ХIХ в. Эйхгорн не делает различия между высоким и низким тоном мембраны барабана (т. е. между «Бум» и «Бак»), но пытается отразить самостоятельность движения левой и правой руки  (т. е. апликатуру):

Правая рука

Левая рука

7-й способ нотации партий дойры использовал известный исследователь-фольклорист В. А. Успенский в 20–30 гг. ХХ в. Например, усуль «Рок» из таблицы усулей Усто Алим Камилова он нотировал бы так:

В данной нотации низкий тон мембраны барабана («Бум»), обозначается крестиком, а высокий тон мембраны («Бак») без крестика.

8-й способ нотации барабанных ритмов принадлежит известной исполнительнице на нагаре, заслуженной артистке Азербайджанской ССР Иззет-Ханум Мамедовой. Например:

Бахры из симметричных ритм-форм.

П Удар правой или левой рукой по центру мембраны (шалагат).

> Акцент, удар правой или леовй рукой по краю мембраны (гыраг).

È Удар открытой ладонью левой руки по мембране барабана.

V Щелчок (чыртма) * Удар палочками друг о друга или о корпус инструмента.

V+ Щелчок указательным пальцем левой руки.

Vo Щелчок указательным пальцем правой руки

Щипок пальцами правой руки, слышится как форшлаг.

Ù Чыртма* эвэзы шапалаг.

*Приём игры палочка о палочку, производится таким образом – где одна из них (чаще левая) упирается о мембрану, а другая ударяет по ней. Образуется двойной удар (и звук) по мембране (нижней прижатой палочкой)  и о палочку. Второй приём игры палочка о палочку производится без мембраны, только палочками – поднятыми вверх. Удар палочкой о палочку прижатой к коже  (мембране) в джазовой (барабанной) музыке называется stick on stock

R (англ. right hand – правая рука);  L (англ. left hand – левая рука).
В этой нотации низкий тон «Бум» обозначается нотой под линейкой, а высокий тон «Бак» – нотой над линейкой. Этот способ нотации отражает высоту тона мембраны, ритм и апликатуру (распределение рук). Этот способ нотирования ритма ударных инструментов наиболее простой, он основан на общепринятой в мировой музыкальной практики нотации по однолинейной (ниткой) системе. Эта нотация отражает высоту тона мембраны, ритм и апликатуру (распределение рук).

10-й способ нотации барабанных ритмов использует две т. н. нитки (линии) на каждой из которых располагаются партии какой-либо руки. Например:

Двулинеечный способ нотации фиксирует высоту тона обеих рук и аппликатуру. Может быть также применяем для двумебранных барабанов.

11-й способ нотирования барабанных ритмов использует 4 линейки спаренных по две для каждой руки. Этот способ табулатурной нотации применял известный узбекский дойрист и педагог А. И. Петросянц* для обозначения партий узбекской дойры. Этот способ является, по нашему мнению, самым универсальным способом в настоящее время и может быть применен для других одномембранных барабанов (таких как нагара, тавляк и др.). Помимо временного параметра (ритма) он фиксирует высоту тона, аппликатуру рук, пальцев и некоторые звукоэффекты.

Петросянц предлагает также, что вполне оправданно, использовать печатный пятиленеечный нотный стан, лишь опуская третью линейку. При этом первая и вторая линейки будут служить для обозначения звуков, исполняемых правой, а четвёртая и пятая линейки – для обозначения звуков, исполняемых левой рукой. Основные звукоэффекты располагаются на нотном стане в таком порядке.

Пример нотации ритма узбекского усуля  в этом способе:

*) Петросянц А. И. Инструментоведение (Узбекских народных инструментов). Ташкент. «Укитувчи» 1980 г.
Петросянц А. И. Школа игры на дойре. Гос. изд. Узбекской ССР. Ташкент, 1952 г.