Главная Теоретическая деятельность
Теоретическая деятельность


Восточная ритмика и ударные инструменты Печать

Музыка – временное искусство, и ритм, естественно, справедливо считался и считается одним из важных организующих параметров выразительных средств, особенно, в восточной монодической музыке. С особой тщательностью описывается музыкальный ритм в известных трактатах учёных прошлого Востока и большое внимание в этих трудах уделяется теоретическим основам строения ритмических формул, так называемых усулей, тала. Анализ ритмики и ударных инструментов Востока, а также накопленный большой практический опыт О. Королёва и его учеников, вылились в фундаментальный труд "Барабаны и ритмы Востока" (см. "Книги и музыкальные сборники"). Так, известный учёный-философ, музыкант Абу Наср Фараби (872–950) подчеркивал, что накра – исток интонационной основы мелодии: она же и сама конечная завершенная её точка. Музыкальная ритмика народов Кавказа и Средней Азии, Арабских стран опиралась на два определённых понятия – "зарб" и "усуль" ("бахр" у азербайджанцев).

Зарб (араб. – удар) – исходные ритм единицы, из которых образуется чередование и соотношения длительностей и акцентов. Мерилом этих соотношений, создающих норму отсчёта ритмических движений является усуль. Если система ритма восточной традиционной музыки в известных записях строится на основе тактового членения, которое имеет также существенное значение, то внутреннее членение её производится по относительно завершённым периодам – усулям. Как времяизмерительный тип метрики, усули вносят определенные ограничения в употребление различных длительностей и акцентов.

Бахр (араб. – ритм-круги) – термин, хорошо знакомый из теории аруза, применяется в трудах по теории мугама в значении музыкального метра. Из наименьших единиц (никре) составлены т. н. джузы (сабаб, ватад, фасиле) – ритм-фигуры. Из ритм-фигур образованы рукны, а из рукнов образованы бахры. Бахры соответствуют стихотворной строке.

Усуль (араб. – буквально – основа, принцип) – в восточной профессиональной музыке, устной традиции – ритм-формула в рамках того или иного метра, выдержанная на протяжении всего произведения – песни, плясовой мелодии, программной инструментальной пьесы, части цикла «Шашмаком»*. Он может быть явным (исполненным на ударном инструменте) и скрытым (подразумеваемым как метроритмическая пульсация мелодии).

 

 
Ритмы джаза, «четвертое течение» Печать

Исходя из апробированной теории джазового ритма, можно заключить, что для него характерны два принципа: 1) простое синкопирование, называемое «первичный рэг» и 2) особого рода конфликтное сочетание ритмов, известное как «вторичный рэг». Условно «первичный рэг» относят, с бóльшим или меньшим на то основанием, к европейской музыке, предполагая, что его исходной базой является издавна хорошо известный приём классической ритмики. Этот принцип принято рассматривать как неотъемлемый атрибут рэгтайма*, отличающий его от свинг-джаза, в котором наряду с синкопированием используется и особая полиметроримическая техника.

*По наиболее распространённой версии термин «рэгтайм» происходит от выражения «ragged time» - «неровный темп» (англ. ragged - неровный, time – время, темп, такт) в связи с синкопированием в мелодической линии верхнего голоса. Однако в английском языке имеется отдельное понятие «ragtime» (от rag – клочок, лоскут и time), означающее «неравный такт в афроамериканской мелодике». Интересно, что в первом случае используется прилагательное «неровный», а во втором – «неравный». Поэтому термин «рэгтайм», вероятно, следует рассматривать не просто как «рваный, разорванный», т. е. синкопированный ритм, как общепринято, а как совмещение двух «неравных по счёту» ритмических голосов.

Наряду с ладо-гармоническим блюзовым комплексом, облик джаза в большей степени определяется его ритмикой. Ритм – первая и наиболее естественная ассоциация, возникающая при упоминании слова «джаз». С ним связывается многое: история джазовой музыки, её композиционные особенности, грамматический комплекс, а также многообразие вокальных и инструментальных техник и индивидуальных исполнительских стилей. Исследователи подчёркивают, что джазовый ритм в некотором  роде неповторим и содержит иррациональное начало с присущей ему особой системой чувствований. Недаром его воспринимают как «новое временное ощущение», своеобразный строй чувств, музыкально-временной модус, рождённый в условиях новой американской культуры. Возникновение джазового ритма, так или иначе, обусловлено спецификой внутренних ритмов индустриальной среды, под воздействием которой он оформляется и отражает присущие ей характерные признаки – нервозность, хаотичность, динамичность, активность движения и яркую контрастность. Ритм, будучи изначально импортированным «продуктом», моделью евроафриканского образца, ритм джаза довольно скоро по времени его становления перестаёт быть таковым, и на свежей, так сказать, почве для него начинается новый отсчёт времени.

 
Знаковое осмысление времени в музыке Печать

При сочинении музыки у композиторов возникает дилема выбора варианта знакового оформления (нотации) музыкального времени. Например, одна и та же условно избранная длительность звука или паузы может выражать (в зависимости от темпа) различное время:

И наоборот, различные знаки длительностей и пауз могут быть по времени равными (т. е. любой отрезок времени можно обозначить знаком различной длительности):

*Са (лат. cirka – приблизительно) – знак, обозначающий  приблизительное время звучания. Цифры с кавычками указывают на количество секунд данного времени.