«Виртуальный джаз» Печать

Сборник фортепианных пьес «Виртуальный джаз» – это практическая часть «Школы джазового ритма» О. Королёва. Предназначен для учащихся эстрадных отделений старших классов музыкальных школ, музыкальных училищ и консерваторий в качестве дополнения к педагогическому репертуару. Также может быть использован музыкантами-джазменами, имеющими опыт музицирования в традиционных джазовых ритмах. «Виртуальный» (лат. virtualis  – 1. Возможный; такой, который может или должен проявиться при определённых условиях. 2. Не имеющий физического воплощения или отличающийся от реального, существующего, джаз. Кажущаяся парадоксальность самого определении «виртуальный джаз» объясняется довольно просто. Первые значения можно отнести вообще к традиции джазового музицирования, основанной на постоянном обновлении и изменчивости экспозиционных музыкальных идей. Но мы трактуем это понятие как возможность существовать очень динамично в условиях так называемого воображаемого времени, когда исполнитель, мысленно опираясь на какое-либо постоянное время такта, в любой момент звучания темы «переключает» сознание в иные метроритмические структуры. Музыкальная мысль развивается в свободном полёте, в результате чего рождаются удивительно богатые и разнообразные по содержанию импровизации, появляются новые необычные для традиционного джаза ритмические модели, что определяет суть виртуального течения времени. В сборник вошли сочинения выдающихся американских джазменов Д. Брубека и П. Дезмонда, изменивших джазовое ритмическое сознание не одного поколения музыкантов и внесших в систему ритмического мышления принципиально новые идеи. Стилистической основой остальных композиций стал так называемый фолк-джаз-рок в авторской ориентации на традиции восточных музыкальных культур. Основная цель издания – привлечение внимания к джазовым композициям, основанным на различных метроритмах и размерах, нетипичных для традиционной джазовой музыки. Их изучение, возможно, станет стимулом к рождению новых творческих идей, способствующих оригинальному развитию музыкального языка. Материал сборника расположен по принципу «от простого к сложному» и предполагает овладение метроритмическими трудностями в определенной последовательности, в связи с чем в нём представлены пьесы в размерах от 5/8, 5/4 до 11/8, 11/4. К каждой пьесе даны исполнительские рекомендации, которые могут помочь практически овладеть весьма непростым музыкальным языком сочинений, разобраться в особенностях их композиционного и ритмического строения.